Как правильно построить обучение ребенка в школе и дома

Эксперт Николай Ягодкин поделился действенной системой.

Как правильно построить обучение ребенка в школе и дома

Ритм жизни современного человека становится все быстрее. Сегодня это относится не только ко взрослым, но и к детям. Школа и репетиторы, кружки и секции,«художка» и «музыкалка». Задача родителей: так организовать обучение ребенка, чтобы оставить ему детство и оградить от постоянного стресса. Как это сделать, расскажет Николай Ягодкин, автор книги «Энциклопедия детской мотивации». 

Обучение в школе

Весь секрет в том, чтобы дать ребенку возможности получать знания. Почему школьникам скучно/трудно/непонятно на уроке? Потому что у них не получается. Нравится ли вам чувствовать себя неудачником? Ребенку — тем более, ведь любому приятно там, где он успешен. Тогда почему не получается? Возможны две основные причины. Первая: пробелы в предыдущем материале, и ребенок не понимает новый. Вторая: ребенок не готов воспринимать материал на такой скорости и сложности (часто виной этому — неразвитые психические процессы, а именно память и внимание). 

Школа — тренажер будущей жизни — это надо понимать. Она дает навыки обучения, взаимоотношений с коллективом, учителями и с самим собой. Отношение к обучению закладывается в школьные годы — именно поэтому важно построить его правильно. Задумайтесь: по статистике в России только 2% населения после 25 лет чему-то учатся систематически и целенаправленно. Остальные — только из-под палки. Чтобы ваш ребенок вошел в эти 2%, очень важно «не передавить». Ориентация на оценки — это особенность русской ментальности. Родители привыкли отслеживать тактические задачи успеваемости (чтобы за четверть по математике была «4»). Не дай бог «3» — позор и запятнанная честь семьи, в которой в семи поколениях никто «тройку» за четверть не получал. А то, что ребенок возненавидит математику на всю жизнь из-за результата третьей четверти в 8 классе, — дело второстепенное. 

Как правильно построить обучение ребенка в школе и дома

Обучение дома

Домашнее задание — головная боль детей и родителей. Зачем нужна «домашка»? На самом деле, это важная стратегическая цель получить навык «Делать что-то самостоятельно». Какими бы блестящими ни были образование и знание, но если ребенок ничего не может сделать сам, то в 2% войти будет очень сложно. Контроль на каждом этапе не поможет, потому что потом будет требоваться постоянно. Если вы не сядете рядом, ребенок ничего не сделает не потому, что не хочет, а потому что не умеет. 

Когда и как делать домашнее задание? В этот же день после урока (половину или все). Также приучите ребенка правильно повторять, а именно: после урока (все знания еще голове, и их нужно закрепить, иначе они будут безвозвратно утеряны), перед следующим уроком (если актуализировать знания, не будет пробелов на уроке. Ребенок будет помнить, о чем говорили, а новая информация свяжется со старой), между уроками в свободное время (так вспомнить материал будет легче). 

Научите детей чувствовать время и соотносить его с объемом заданий: ребенок должен понимать, что эти шесть упражнений займут 30 минут, а русский язык — еще 15. Если процесс посчитан и спланирован, школьник не будет сидеть над «домашкой» бесконечно. Такая система тренирует важные навыки оценки своих сил и планирования в целом. 

Как правильно построить обучение ребенка в школе и дома

Николай Ягодкин

Чтобы ребенку было интересно работать, и он видел результат, просите его пересказывать (сначала — то, что было сегодня в школе, потом прочитанный параграф). При пересказе задействуется активное воспроизведение — это лучший способ повторения, который существует. Ребенку нужно выполнить несколько действий: вспомнить, осмыслить и сформулировать. Таким образом задействуются и хорошо развиваются все необходимые для обучения психические процессы. Не бойтесь вводить системы мотивации и премирования (об этом мы напишем отдельную статью). Это можно и нужно делать правильно. Осваивайте эффективные технологии — с ними даже неинтересные предметы становятся интересными за счет формата, а не за счет содержания. Майнд-карты, работа с карточками, мнемотехника. Это полезно и здорово, особенно когда содержание ребенку не нравится. Если хотите больше узнать о технологиях обучения, мы в образовательном центре Advance с радостью вам поможем.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий